Мнение: в ПТК «Маньчжурия» в основном продается мука, масло и шоколад

Biang.ru 09.07.18 736

По словам владелицы московского торгового павильона в зоне приграничной торговли Маньчжурии, торговля россискими товарами в Китае идет нелегко в связи с ограничениями на множество товарных категорий.

В зоне беспошлинной торговли приграничного торгового комплекса (ПТК) «Маньчжурия» (满洲里中俄互市贸易区) основными ходовыми российскими товарами являются мука, масло и шоколад, заявила Biang.ru владелица московского павильона «Москва Мила» Людмила Козловская.

Московский павильон открылся в ПТК «Маньчжурия» 4 июля 2017 года, одновременно с торговым павильоном Омской области. Вслед за ними, в зоне беспошлинной торговли появились павильоны Кемеровской области (в январе 2018 года) и Забайкальского края (6 июля 2018 года).

«Летом, когда в зону приграничной торговли приезжают китайские туристы, они смотрят разные наши товары: товары народного промысла, хохлому, пищевые товары. Павильон позволяет им познакомиться с русской культурой. А зимой, когда туристов нет, самое ходовое – это мука, масло и кондитерские изделия. Все это в основном закупают оптовики», пояснила Козловская.

Предпринимательница добавила, что в 2017 году она реализовала в Маньчжурии 10.000 тонн муки из Омской области. Это произошло, потому что в России в прошлом году был рекордный урожай пшеницы, и зерно сильно упало в цене.

Предпринимательница считает, что в данный момент везти российскую муку в Китай стало невыгодно.

«Китайцы зимой много закупают муки, делают друг другу подарки мукой. На сегодняшний день в Маньчжурии цена российской муки 3000 юаней за тонну, а у нас ее себестоимость получается около 3000 юаней. У меня мельница и фасовка в Омской области, и перевозка получается очень дорогой», сетует бизнес-вумен.  

По словам Козловской, у магазинов российских продуктов в ПТК «Маньчжурия» низкая маржинальность в связи с небольшим списком ходовых товаров и ожиданиями китайских покупателей, что в России все дешево.

«Мы здесь продаем все, что можно сюда завести, но список товаров ограничен. При этом цена должна быть очень низкой, чтобы китайские покупатели заинтересовались и купили товар. Но я преследую цель закупать и реализовывать высококачественные товары. Поэтому маржинальность у павильона минимальная, если посчитать погрузки, разгрузки товара в пути, а также оплату за аренду помещения в зоне беспошлинной торговли, оплату отопления, воды, электроэнергии, и сбор в 4,5%, который отдается управляющей компании ПТК за весь ввозимый товар. Получается, что моя маржинальность - приблизительно 22%», добавила Козловская. 

Управляющей компанией ПТК «Маньчжурия» является торговая компания Fata (发大集团), дочернее предприятие туристической компании Хулунбуир (呼伦贝尔旅业集团).

Предпринимательница пояснила, что взаимодействие с управляющей компанией ведется по предоплате. Это означает, что предприниматель должен оплачивать сбор в 4,5% на весь ввозимый в ПТК товар.

Сложная логистика и финансовые издержки

По словам Людмилы Козловской, факторы, которые усложняют работу магазинов на территории ПТК «Маньчжурия» - это логистический и административный факторы.

«Из Омской области в Маньчжурию вагон идет почти 1,5 месяца. Мы не можем завозить целые вагоны на территорию ПТК, только контейнеры. По этому нередко приходится делать перегрузку в Забайкальске. Это все повышает цену товара», поясняет она.

По ее словам, проект хоть и на политическом уровне поддерживается администрациями регионов, но по сути поддержки от российского правительства нет никакой.

«Поддержки российского правительства нет никакой. Единственное, что сейчас прорабатывается вопрос компенсации 50% расходов предпринимателей по железнодорожным перевозкам, но это пока это все разговоры. Многое тут зависит не только от областных администраций, но и от РЖД», отметила она. 

Учитывая, что железнодорожная перевозка стоит дороже автомобильной, Людмила Козловская доставляет часть своего товара фурами до Маньчжурии.

«У меня вчера в Маньчжурию зашла машина на 240.000-250.000 рублей товара. Но это еще не все расходы. Надо еще оплачивать декларацию на ввоз. Там все зависит от наименований. Например, на муку декларация стоит 3000 рублей», добавила она.

Бизнес не для мелких и средних предпринимателей

По мнению Козловской, мелкий начинающий предприниматель не сможет заняться бизнесом в российском павильоне ПТК, у него на это не хватит средств.

«Здесь слишком много расходов. В моем магазине сейчас товаров более, чем на 25 млн рублей. Начинающий предприниматель, у которого нет таких денег, не сможет под это получить кредит. А зимой здесь чисто оптовая торговля. Сразу могу сказать - в этом виде бизнеса, ориентироваться на мелких и средних предпринимателей нельзя», считает она. 

По словам предпринимательницы, сама идея павильонов с российским продовольствием в Китае – это очень хорошая идея. Но многое в правилах тут необходимо менять.

«Сама задумка (с павильонами в зоне беспошлинной торговли, ред.)– шикарная, но нужна доработка. Нам много помогает управляющая компания Fata, но очень многое не от нее зависит. До того, как товар поступит в ПТК, он должен пройти карантин и таможню. В процессе возникают накладки», заключила Людмила Козловская.

Читайте также

Экономика