Власти могут отказаться от строительства Северо-Сибирской ж/д из-за высокой стоимости - газета

Интерфакс 03.12.25 Слов: 624

Правительство РФ посчитало нецелесообразным строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Севсиб) - участков от Нижневартовска до Белого Яра и от Таштагола до Урумчи в КНР, пишет в среду газета "Коммерсантъ".

По данным источника издания, об этом вице-премьер Виталий Савельев в письме сообщил президенту Владимиру Путину.

По словам собеседника издания, отказаться от проекта решено из-за высокой стоимости.

Затраты на строительство Севсиба оценены в 50 трлн руб., в первую очередь из-за сложных геологических условий, а инвестиционная программа ОАО "РЖД" и так существенно сокращена. По данным газеты, инвестиции РЖД на 2026 г. не превысят 1 трлн руб. против 890,9 млрд руб. в 2025 г. и 1,49 трлн руб. в 2024 г. Правительство планирует обсудить инвестпрограмму РЖД 11 декабря.

Путин еще в августе 2023 г. поручал правительству совместно с властями Кузбасса, РАН и РЖД представить доклад о Севсибе. Оценка целесообразности проекта была включена в план реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 г. со сроком исполнения в 2025 г.

В РЖД газете сообщили, что в соответствии с поручениями направили свою позицию по поводу реализации данного проекта в Минтранс. В министерстве комментарий не предоставили. Представитель Виталия Савельева на вопросы не ответил.

Создание Севсиба предполагало строительство участка Нижневартовск-Белый Яр-Усть-Илимск протяженностью около 2 тыс. км. Проект, в частности, был включен в утвержденную в 2008 г. Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2023 г., а также утвержденную в 2009 г. Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г. Проектирование планировали начать в 2016 г., затем было решено вернуться к проекту после 2020 г.

Еще один участок Севсиба, Таштагол-Урумчи, предполагает создание нового входа в Китай через 55-километровый западный отрезок российско-китайской границы на Алтае, между Казахстаном и Монголией. Из-за сложного рельефа рассматривалось строительство под Алтаем двух тоннелей, российского и китайского, но до дела так и не дошло.

В 2021 г. бывший тогда заместителем гендиректора РЖД Алексей Шило пояснял, что тоннель обойдется очень дорого, а при строительстве железной дороги на эстакадах "вполне возможно, что цена строительства будет окупаться теми преимуществами, которые мы получим".

Как отмечается в материалах совета по вопросам развития Сибири при Совете Федерации, Севсиб позволил бы перераспределить нагрузку на Восточном полигоне и соединить Транссиб с Северным морским путем (СМП), создав дополнительный транспортный коридор для экспорта угля из Кемеровской области и других регионов Сибири.

Восточный полигон остается наиболее востребованной транспортной артерией для перевозки российских сырьевых грузов на премиальные азиатские рынки, но его расширение затормозилось из-за сокращения инвестпрограммы РЖД.

Севсиб в любом случае нужен, считает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, поскольку без этой дороги невозможно будет привлечь на Севморпуть значительную часть грузовой базы - грузов из Кузбасса, Хакасии, с Урала. В текущей экономической обстановке, говорит эксперт, в ближайшие два года начать работы вряд ли получится, самое раннее, когда они могут начаться, середина 2027 - начало 2028 г. Но, уверен эксперт, до конца 2028 г. приступить к работам над проектом Севсиба необходимо, иначе СМП не будет должным образом обеспечен транспортной инфраструктурой. Иванкин полагает адекватной оценку затрат в 50 трлн руб. в силу мерзлотных условий. Более того, считает эксперт, стоимость проекта могла бы даже увеличиться по итогам проектно-изыскательских работ.

Севсиб не единственный железнодорожный проект, связанный с СМП, реализация которого оказалась под вопросом из-за нехватки средств. Так, в 2023 г. Минтранс докладывал президенту о необходимости переноса срока строительства Северного широтного хода (СШХ) на 2027-2031 гг.. СШХ должен пропускать 23,9 млн тонн в год, для чего должна быть построена смычка между Северной и Свердловской железными дорогами длиной 700 км от Салехарда до Надыма с мостом через Обь. Стоимость СШХ при переносе на 2027-2031 гг. оценивалась в 730 млрд руб. Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков в октябре 2025 г. говорил, что в ближайшие три года в бюджете средств на реализацию СШХ нет. Решение о строительстве, по его словам, может быть принято в течение года.

Новости

Читайте также

Новости

Пункт пропуска "Кани - Курган" в Приамурье позволит привлечь инвестиции в регион - Орлов
Взаимная отмена РФ и КНР визовых ограничений повлияет на рост пассажиропотока - компания
Власти могут отказаться от строительства Северо-Сибирской ж/д из-за высокой стоимости - газета
Санья в КНР остаётся наиболее востребованным направлением у туристов с Дальнего Востока
В Пекине открылся Форум иностранных выпускников советских и российских вузов
Туристы из Китая представляют значительный интерес для туриндустрии России - депутат ГД