Китайские онлайн-издания лишили популярных рубрик

Biang.ru 27.07.16 680

Всю информацию для негосударственных онлайн-сми в Китае будут предоставлять государственные агентства и источники информации, «проверенные» КПК, утверждает китайский интернет-регулятор. Решение принято на фоне подготовки правительства и партии к важному съезду в 2017 году.

Принадлежащие крупным китайским IT-компаниям информационные порталы, такие как Sohu, Sina, Tencent, NetEase и Phoenix, вероятно в ближайшее время потеряют часть своей аудитории. В понедельник пекинское представительство Государственной канцелярии по делам интернет-информации КНР (Cyberspace Administration of China, CAC) выступило с постановлением заставить крупные китайские коммерческие порталы «исправить» или убрать со своих сайтов ряд популярных новостных рубрик, которые готовились к публикации усилиями журналистов интернет-редакций. Речь идет о новостных рубриках, где в режиме онлайн из разных источников, в том числе из соцсетей, дополнялась информация по разным «горячим темам», связанным со стихийными бедствиями и происшествиями в стране, а также проводились различные независимые интернет-расследования. Впрочем, в рамках этих рубрик публиковались также и срочные новости, связанные с политическими событиями в стране, назначениями и арестами крупных партийных чиновников.

Усилить контроль над сми накануне съезда партии 2017 года

Как утверждают китайские власти, данные рубрики нарушали принятое недавно CAC законодательство «о запрете использования в информационных сообщениях неподтвержденной и непроверенной информации». Однако западные сми, в том числе New York Times, видят в этом решении желание Коммунистической партии Китая взять под контроль информацию, публикуемую в негосударственных сми.

В опубликованном в понедельник заявлении китайских властей говорится, что онлайн-рубрики китайских коммерческих интернет-порталов «грубо нарушают» правила контроля за информацией в интернете, которые CAC приняла в 2005 году. Впрочем решение совпадает и с началом подготовки КПК к съезду 2017 года, в ходе которого членами партии будет избран новый лидер КНР.

За несколько недель до публикации постановления CAC, глава структуры Лу Вэй (鲁炜) неожиданно ушел в отставку и был заменен на Сюй Линя (徐麟), чиновника, работавшего в другом ведомстве под руководством Си Цзиньпина.

«Инструменты партийной пропаганды»

Популярность интернет-порталов Sohu, Sina и NetEase пришла вместе с ростом популярности соцсетей в Китае. Эти порталы принадлежат крупным китайским интернет-компаниям, которые котируются на американской бирже Nasdaq, являются создателями большей части видео и онлайн-игр в китайском сегменте интернета и владеют основными китайскими социальными сетями. Так, например, портал микроблогов Weibo (аналог Twitter) принадлежит компании Sina, а программа WeChat (аналог Whatsapp и Viber) является продуктом компании Tencent, имеющей свой собственный информационный портал и частично контролирующей портал Sohu. Стоит отметить, что в отличие от западных соцсетей, китайские платформы соцсетей включают в себя гораздо больше функций. Так, на Weibo можно пользоваться приложением, позволяющим увеличить длину сообщения со 140 иероглифов до объема полноценной статьи, а WeChat помимо обмена сообщениями представляет полный функционал соцсети с возможностью создания списка друзей и обмена публикациями из различных сми. Поэтому для китайских властей договориться с интернет-гигантами - это возможность контролировать не только онлайн-сми, но и контент, который публикуется в соцсетях.

В последние годы, чтобы увеличить посещаемость своих информационных порталов, китайские онлайн-редакции разработали ряд новых рубрик, редактирование которых происходило в реальном времени журналистами онлайн-изданий. Но уже в феврале этого года, в ходе посещения редакций трех основных китайских онлайн-сми, председатель КНР Си Цзиньпин напомнил работникам редакций, что они «являются инструментами пропаганды партии».

Закроют ли все рубрики онлайн-изданий, которые публикуют собственную информацию, а не информацию центрального информагенства Синьхуа и центральных газет, пока неясно. Впрочем опрошенные газетой New York Times журналисты китайских изданий имеют пессимистический взгляд на будущее.

«Указание, опубликованное в понедельник, – это знак», говорит в интервью изданию New York Times журналист Сунь Сюйян (孙旭阳), который работал в редакциях газет Beijing News и Southern Metropolis Daily. «Не стоит даже и мечтать, что ситуация улучшится».

Известно, что публикации на новостных интернет-порталах по качеству уступают статьям в газетах и журналах. И китайские новостные интернет-сайты тому не исключение. Проблемы с опечатками в официальных сообщениях на китайских сайтах возникали неоднократно. Так, в начале июля этого года, на портале Tencent появилась досадная опечатка в материале о речи Си Цзиньпина, посвященном 95-летию со дня создания ЦК КПК.

weibo.com

 

Вместо того, чтобы написать, что Си «выступил с важной речью» (发表重要讲话), редактор сделал опечатку, и получилось, что Си «агрессивно выступил с важной речью» (发飙重要讲话). Китайский интернет-регулятор вынес предупреждение порталу, а как решилась судьба редактора Ван Юнчжи, неизвестно.

Читайте также

Социальные сети