Заявления Токаева о необходимости «навести порядок на границе» могут привести к приостановке работы услуг «карго» в Китае

Biang.ru 13.01.22 597

Один из последних массовых каналов контрабанды в страны ЕАЭС может заметно сузиться по пропускной способности.

Заявления президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева о необходимости «навести порядок на границе» Китая с Казахстаном могут привести к приостановке, или реогранизации работы известных всем россиянам в Китае услугам компаний «карго». Такое мнение излагается в паблике «Бизнес-практика в Китае. Взгляд изнутри» в соцсети ВКонтакте.

11 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству навести порядок на таможенной границе, прежде всего с Китаем.

«Значительный потенциал повышения дохода бюджета кроется в наведении порядка на таможне, особенно на границе с Китаем. Самый настоящий бардак, творящийся там, общеизвестен. Машины не досматриваются, налоги и пошлины не платятся. Расхождения в зеркальной статистике с таможенными органами Китая достигают миллиарды долларов», - сказал Токаев, выступая во вторник в Мажилисе (нижней палате парламента).

Как сообщают сми, Токаев поручил Генпрокуратуре и другим казахстанским госорганам организовать совместную комиссию и провести комплексную проверку для обеспечения порядка на таможенной границе. Кроме этого, решено ужесточить контроль за выводом денежных средств из Республики Казахстан.

Через Казахстан в Россию в последние годы регулярно отправляются грузы компаний «карго» в Китае. «Карго» - это упрощенная трансграничная «перевалка» сборных грузов, состоящих из множества небольших партий от разных отправителей для разных получателей. Компания «карго» берёт на себя комплексный функционал по приемке грузов, упаковке, перевозке до своего склада в другой стране и отправке груза через местные транспортные компании до получателя. Полностью легально груз с сотнями товарных позиций провести в принципе или невозможно, или это будет стоить очень дорого (необходима сертификация, оплата пошлин, НДС, дополнительные проверки и т.д). Поэтому в схеме часто задействована группа сотрудников таможенных органов, по определенным причинам не обращают внимание на потенциальные нарушения при растамаживании грузов на казахстанской границе.

В паблике «Бизнес-практика в Китае. Взгляд изнутри» обратили внимание, что расхождения между данными об экспорте/импорте из Китая через казахскую границу у таможенных органов Китая и Казахстана достигают 6 миллиардов долларов.

«Если учесть, что общий объем за 2020 год был около USD15.5 млрд по данным Таможни РК и почти USD 21.5 млрд по данным Таможни КНР (пруф прикреплён), то сами понимаете, какая доля теряется. Особенно если учесть, что на китайской стороне китайские карго-логисты тоже занижают стоимость в китайский экспортных декларациях в среднем на 25-30%», говорится в посте.

Автор сообщения отмечает, что без покровительства таможенных органов Казахстана работа карго-каналов практически невозможна.

«Будет очень интересно понаблюдать в 2022 году, к чему это приведет. То, что показательные «порки» ряда околотаможенных сотрудников, обеспечивающих провоз груза из Китая без просмотра, будут — это однозначно. По моим данным уже сегодня на китайских переходах были остановлены для досмотра заметно большее число фур с товарами народного потребления, чем обычно. Так что один из последних массовых каналов контрабанды в страны ЕАЭС может заметно сузиться по пропускной способности. И это после того, как подобная тема почти исчезла на российско-китайской границе», поясняет он.

По мнению автора поста, от этой ситуации значительно выиграют компании интернет-торговли.

«В первую очередь «посылторг» в лице таких гигантов как Алиэкспресс. Кто проиграет в первую очередь — тоже понятно, обычные люди в регионах, покупавшие ранее на рынках бюджетно китайский ширпотреб, ставший не такого уж и плохого качества в последние годы. Однозначно будут проблемы у продавцов на рынках и в бюджетных моллах, пока не расширятся другие каналы поставок, например, через Киргизию и Таджикистан», прогнозирует автор.

С начала пандемии COVID-19 и закрытием пассажирских направлений погранпереходов на китайско-российской границе, в соцсетях появлялись сообщения о канале отправки товаров народного потребления в Россию из Китая через пункт пропуска Суйфэньхэ. Как правило это были посылки компаний интернет-торговли Aliexpress, которые перевозились через границу в фурах вместе с большими партиями крупногабаритных грузов.

Читайте также

Социальные сети