Выпускники вузов России и Китая сопоставимы в умении критически мыслить - ученые
Российские и зарубежные ученые обнаружили, что выпускники естественно-научных вузов России и Китая обладают сопоставимым уровнем критического мышления, уступая в этом отношении сверстникам из США и превосходя при этом учащихся из Индии. Об этом сообщила пресс-служба НИУ ВШЭ.
"Студенты в китайских вузах имеют крайне высокий уровень подготовки на входе, однако в процессе обучения в университетах этот уровень снижается. Возможное объяснение заключается в особенностях организации учебного процесса в Китае, где основной акцент делается на лекционных занятиях, а преподаватели не столь требовательны, как в России и Индии", сообщил научный сотрудник университета Калифорнии в Беркли (США) Игорь Чириков, чьи слова приводит пресс-служба ВШЭ.
Способность критически мыслить, способность делать самостоятельные суждения и корректировать свои собственные ошибки, используя логику, факты и данные, традиционно считается одним из важнейших навыков для инженеров, технических специалистов и ученых. Приобретение подобных навыков относится к числу одних из самых сложных и важных задач для системы высшего образования.
Ученые, как отмечают Чириков и его коллеги, давно пытаются сравнить между собой то, насколько успешно справляются с этой задачей университеты самых разных стран мира, однако этому мешало то, что местные особенности работы систем образования и национального менталитета мешали прямому сравнению навыков студентов.
Тест на критическое мышление
Год назад специалисты из ВШЭ, Стэнфордского университета и ряда американских, китайских и индийских вузов выработали общий набор критериев и создали набор тестов, позволивший им сравнить между собой успеваемость и навыки студентов, специализирующихся на изучении компьютерных наук. Используя схожий подход, российские и зарубежные ученые подготовили новый набор тестов, позволивший им расширить подобные проверки на все естественно-научные дисциплины.
Недавно ученые провели серию опросов и испытаний среди 30 тысяч студентов и бакалавров последнего курса, которые учились на факультетах, связанных с физикой, математикой и прочими естественными науками. Эти опросы проводились в трех десятках российских вузов, в том числе в "элитных" заведениях из программы "5-100", и среди аналогичного числа учащихся из Китая, Индии и США на трех разных этапах обучения.
Как оказалось, на старте учебы российские студенты уступают китайским в уровне подготовки по математике и физике, но опережают студентов из Индии по математике. При этом за два года обучения разрыв между россиянами и китайцами сокращается, однако и индийские студенты догоняют российских по математике.
В дополнение к этому ученые обнаружили, что российские студенты отличаются не самым высоким уровнем развития критического мышления. На первых курсах российские студенты-инженеры опережают в этом отношении индийских сверстников, но уступают китайским студентам, которых они догоняют только на старших курсах. При этом вузы всех трех стран БРИКС уступают США в качестве развития этого навыка.
Эти сведения, как надеются ученые, помогут образовательной системе России и других стран скорректировать себя и улучшить программы работы вузов таким образом, что они будут эффективнее помогать студентам в развитии их способностей по анализу поступающей информации, принятию решений и самостоятельной корректировке ошибок.
- Товарооборот КНР и США в первом полугодии сократился на 10,4%, до $289,361 млрд - таможня
- Товарооборот РФ и КНР в I полугодии сократился на 9,1%, составив $106,488 млрд - таможня
- Китай в мае символически нарастил общий импорт природного газа после снижения 7 месяцев подряд
- КНР поставила рекорд по росту числа автомобилей на новых источниках энергии - министерство
- Глава КХЛ: в "Куньлунь" пришло новое руководство с амбициями, поставлены высокие цели
- КНР готова продвигать сотрудничество со Шри-Ланкой - глава МИД Китая
- Арбитражное решение по Южно-Китайскому морю - не имеющий силы документ, заявил МИД КНР
- Центр "Орленок" подписал соглашение о сотрудничестве с институтом образования в Китае